Профессиональный сайт педагога-психолога

Сообщество
......
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Сентябрь » 9 » Арт-терапия научит радоваться и поможет победить страх
18:54
Арт-терапия научит радоваться и поможет победить страх
 
    Страхи и другие эмоциональные проблемы характерны для детей 5-9 лет и обычно встречаются у большинства детей этого возраста. Как правило, к 10 годам дети самостоятельно избавляются от многих страхов. Но иногда страхи мешают жить ребенку. А очень глубокие страхи, приводят к нарушению психического здоровья.
    В чем это  проявляется?
-в сложностях адаптации;
-неуверенности и не желании действовать самостоятельно;
-нарушение сна;
-тревожность и невротические проявления.

    Существует множество методов и приемов коррекции детского страха. А  в современных условиях  методы арт-терапии, в частности, психотерапии через рисунок, оказываются наиболее эффективными. Имеется еще два довода в пользу терапии через рисунок:
-детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой;
-рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской психотерапии.
    Страхи накапливаются, мешают личностному развитию ребенка.
 Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
   Арт-терапевтическая работа не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха на столько, на сколько ребенок готов к ее переживанию. Сам факт получения задания нарисовать страх организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер – страх страха.
 Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования страх сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и интересом. Важна поддержка психолога, который помогает освободиться от изображенных страхов.
 Процесс арт-терапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. При рисовании страха иногда рисунок может развеселить ребенка, так как он представляется уже не таким ужасным. Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: защищает близких, побеждает врагов. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущения силы, геройства, способности противостоять злу и насилию. Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, даже гнева, но не страха и печали. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражений эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Это не означает, что активно рисующих ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития. Успешность устранения страхов зависит от знания причин и особенностей их развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя мотивированную структуру. Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам. Посредством рисования в первую очередь удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. За тем идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка. Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки, пожар и т.д., было недавно. По этическим соображением нельзя просить ребенка отобразить страх смерти родителей. Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно их условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент. В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу. Родители должны стремиться всячески, поощрять детей к рисованию, поддерживать и хвалить при этом, даже за сам факт рисования. Если родители имеют тревожно-мнительный характер, то эффект от рисования страхов у детей снизиться вдвое. Отрицательно влияют на результаты рисования страхов, отсутствие жизнерадостности в семье, бесконечные разговоры о самочувствии. В подобной атмосфере дети меньше рисуют и играют, на рисунках заметное преобладание черного и серого цвета. Хочется сказать несколько слов о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это посторонний доброжелательно настроенный человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные. · Список литературы · А.И. Копытин «Основы арттерапии»; СПб, 1999 · А.И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»; СПб, 2000 · В. Оклендер «Окна в мир ребенка»; М, 1997 · Д. Алан «Ландшафт детской души»; СПб, 1997 · К. Рудестам «Групповая психотерапия»;СПб, 1998 · А.А. Осипова «Общая психокоррекция»; М, 2000 · Рисунок от …страха · «Боюсь» – одно из первых десяти слов маленького человечка. И большей частью только от родителей зависит, перерастет ли чувство, обозначаемое этим словом, в настоящий страх, или забудется, как что-то не существенное.

Принято считать, что страх – это что-то плохое. Однако на самом деле у страхов - двоякая сущность. С одной стороны, безусловно, страх имеет отрицательные моменты, главный из которых – неверие в свои силы. Но с другой – страх может защищать. · Страхи бывают ситуативные, то есть связанные с какой-то ситуацией, или патологические. Например, шел ребенок, радостный, веселый, увидел большую собаку и испугался – это ситуативный страх. Не обязательно, что после этого он будет бояться собак и в будущем. Другое дело – у малыша возникает страх перед какими-то явлениями, которые у других не вызывают абсолютно никаких отрицательных эмоций. Например, страх шумящей воды или страх отсутствия мамы. Такие страхи носят бессознательный характер, и помочь их преодолеть может только специалист. Чтобы найти причину их возникновения, нужно хорошенько «покопаться» в прошлом: возник ли страх в глубоком детстве, по причине, которую ребенок не помнит, а может, еще раньше, когда мама была беременна, или даже еще до его зачатия. · Как бы то ни было, но для того, чтобы справиться со страхами, нужен помощник – родитель, учитель, психолог. Кроме того, что он должен всячески поддерживать ребенка, желательно, чтобы он еще и… · …научил не бояться · Как ни странно, очень часто мудрые дети сами находят способы преодоления собственных страхов. Вспомните известные каждому из детства «страшилки» про черный чемоданчик или красную руку. Стремление детей переживать страх еще и еще раз, дрожа под одеялом – не что иное, как «самолечение». Когда малыши все вместе сидят в комнате и от страха можно, если что, схватиться за друга, когда чувствуешь, что ты не один, а в коллективе, это - «первая помощь», какую дети могут оказать себе, подсознательно желая избавиться от каких-то страхов. · Но бывает, что помощь взрослых все-таки необходима. «Наиболее действенен в данной ситуации – метод рисунка, – рассказывает Илона Рашковская, психолог-консультант. – Этот метод тем и хорош, что он антивозрастной. Каждый человек может взять краски и нарисовать то, чего боится, как он это себе представляет. Со «страхом» разрешается делать все: черкать его, закрашивать, бомбить, рвать и т.д. Таким образом, происходит своеобразная психологическая разрядка». Бывает, что за один такой «урок рисования» можно избавиться от многих страхов. Все зависит от психофизиологических особенностей каждого ребенка и человека. · Еще один, не менее важный метод лечения от страхов – разговор. Недаром американцы так любят «поговорить об этом». Ведь действительно, проговаривая свою проблему, можно ее «материализовать» и, соответственно, решить. Нужно поговорить о том, где страх сидит, как он выглядит и т.д. · Еще страхи бывают конкретными (боязнь собаки или паука) и абстрактными (боязнь Бабы Яги). · Важно, чтобы человек представил свой страх, материализовал его. Надо же бороться с чем-то конкретным. Разговор о детском страхе должен вести человек, пользующийся у ребенка авторитетом и доверием. · Существуют другие методы психотерапии, применяющееся в тех случаях, когда не помогают ни беседы, ни рисование. Например, метод кукол. В этом случае с помощью игрушек можно смоделировать ситуацию страха. «Скажем, стоят кролик, медведь, бегемотик и лев, – объясняет Илона Владиславовна. – Нужно спросить малыша: «Ты на кого похож? А почему? А как ты относишься к тому-то?» Ребенок бессознательно расскажет о тех чертах своего характера, которые не позволяют ему бороться с его страхами. «А теперь давай выберем на кого похоже то, чего ты боишься. На паука? А почему, какими качествами он обладает?» Иногда целый час сеанса уходит только на выбор одного персонажа. Поэтому против страхов желательно работать систематически, чтобы эта работа постоянно держалась у ребенка в голове. Иногда ребенок даже не понимает, что с ним на сеансах что-то «делают»: он же пришел, поигрался и ушел. Глядишь, через несколько занятий он уже играет с тем предметом, которого боялся и наделял страшными отрицательными качествами. А в его сознании тем временем происходят процессы, которые потом и приведут к исчезновению страха». · «Чего однозначно не нужно делать, – остерегает психолог, – так это все время сравнивать ребенка с папой: папа, мол, не боится, так и ты не бойся. Папа и ребенок могут по разному воспринимать мир в силу разных ситуаций». · Есть вещи неправильные с точки зрения психологии, но почему-то действенные. Например, папа засадил сына одного в лифт, и ребенок прорыдал там до девятого этажа, но… перестал бояться ездить сам в лифте. Или другое. Говорят, что детей нельзя бить, что это непедагогично. Но ведь бывает, что мальчика в детстве били, но он, когда вырос, не озлобился, а стал очень уважительно относиться к старшим. Непонятно, что это – методы или исключения… · «Бывает, что папа своим авторитетом показал, как нужно делать, – продолжает Рашковская. – И ребенок, боясь оказаться перед родителями несостоятельным, страх в себе затаивает и… преодолевает его. Но для этого, конечно, нужно, чтобы у ребенка была сильная воля. А у детей до 10 лет еще настолько гибкая, неустойчивая психика (тем более в сегодняшних условиях, когда одни малыши идут в школу с шести лет, другие – с семи), что неизвестно, как они перенесут такой авторитарный способ борьбы со страхами». Так что психологи не советуют использовать подобные радикальные меры преодоления страха. Ведь приказать – это одно, а сформировать понимание – совсем другое. · …научил бояться · Но, безусловно, есть ситуации, при которых здоровый страх только полезен. Когда ребенка, наоборот, нужно учить бояться чего-то. · Известно, что инстинкт самосохранения заложен в каждом ребенке. Но из-за своей любознательности они, подчас, и страдают. Не чувствуя высоты - вываливаются из окон, или абсолютно бесстрашно бросаются в море, или зачем-то притрагиваются к горячему утюгу. Что это - смелость или непонимание опасности? · «Действительно, многие вещи дети совершают, не задумываясь о последствиях, – подтверждает Илона Владиславовна. – Нормально развивающийся ребенок должен иметь интерес ко всему, что происходит вокруг него. Во всяком случае, родители должны этот интерес сформировать. Но наша жизнь состоит не только из прекрасного. Поэтому ребенку нужно рассказывать о том, что существуют вещи, которых делать нельзя. То есть, формировать страхи». · Страх высоты. Здесь важно дать понять ребенку, что если он спрыгнет с пятого этажа, то с ним что-то случится. Продемонстрируйте это наглядно. Возьмите какой-то предмет, например, лампочку, яйцо, помидор или фарфоровую куклу и… сбросьте с какой-то высоты. Обязательно, чтобы предмет при падении деформировался. «Видишь, что случилось с яйцом? То же самое может произойти и с тобой». Перед экспериментом нужно рассказать малышу, как важен и полезен для всех этот предмет, чтобы ребенок проникся к нему чувствами. «Совсем неплохо, если у ребенка появится слеза при виде разбившейся куклы, помидора или лампочки», – рассказывает Илона Рашковская. · Страх большого количества воды (моря, реки). Чтобы научить ребенка осторожности у водоема можно придумать для него сказку о Камушке: «Видишь, какой он маленький, не умел плавать, но полез без маминого разрешения в воду и поэтому теперь лежит на дне». · Детям все поучительные истории надо рассказывать в форме сказок. Не учить их жить, а описывать возможные ситуации на примерах сказочных героев. · Ну, и самое важное. Все вышеперечисленные советы не «сработают», если родители сами не будут придерживаться элементарных правил безопасности, среди которых главное – не оставлять маленьких детей без присмотра взрослых.
·Статья составлена с опорой на  информацию со страницы сайта
http://glavred.info/archive/2006/02/22/153537-5.html
Просмотров: 1046 | Добавил: НебаеваЕА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Портфолио
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz