Рекомендации родителям для повышения эффективности выполнения домашнего задания с детьми
1. Отведите для домашней работы специальное время и организуйте рабочее место для ребенка.
· Выберите и подготовьте учебный уголок для работы, создающий у ребенка рабочую атмосферу и настроение, где ребенку и вам никто не будет мешать, где каждый предмет будет напоминать ему о его успехах в учебе.
· После школы не торопитесь садиться за уроки. Необходимо 1,5 – 2 часа отдыха (в 1-м классе – 1 час сна).
· Очень важно правильно выбрать время для занятий. Это важное условие: занятия должны проводиться систематически в одно и то же время. Лучшее время приготовления уроков с 15 до 17 часов. Не заставляйте делать все уроки в один присест. 20 минут – работаем, 10 минут – перерыв.
· Обучение ни в коем случае не должно ущемлять интересы ребенка, иначе оно станет обузой. С детьми младшего школьного возраста можно превратить выполнение домашних заданий в веселую игру.
2. Найдите правильный подход к обучению своего ребенка.
· Все дети разные, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Одному ребенку нужны многократные подробные объяснения, второй все схватывает на лету, а третьему для понимания необходимо каждое правило применить на практике. Постарайтесь понять, что нужно вашему ребенку, и, отталкиваясь от этого, стройте ваши занятия.
· Приучайте его постепенно к самостоятельным учебным действиям через постановку целей: "Что ты сейчас будешь делать?", понимание учебной цели: "Для чего ты будешь выполнять это задание?" и составление плана выполнения задания: "Как ты будешь это делать?".
· Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребенку возможность работать самому. Но если нужна помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон и поддержка необходимы.
3. Формируйте у ребенка желание учиться.
· Лучший способ для этого - похвала, положительная оценка. Важно, чтобы эта оценка была наглядной. Придумайте вместе с ребенком забавные символы, которыми вы будете оценивать работу. Учите его критично относиться к собственной работе, напоминая ему о его ошибках. · Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?»
· В конце каждого похода в школу совместно с ребенком обсудите, что нового и полезного он узнал в школе; что, по его мнению, у него получается хорошо, а что - пока не очень.
· Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать «взбучку».
· Прощаясь, пожелайте ему удачи – у него впереди трудный день. Забудьте фразы предупреждения и наставления: «Смотри не балуйся!», «Чтоб сегодня не было плохих отметок!» и т.д.
· Встречайте ребенка спокойно. Если ребенок огорчен, молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда расскажет все сам. · Необходимо, чтобы ребенок видел свои результаты и вашу искреннюю заинтересованность в росте его движений. Удержитесь от резких замечаний и ограничьтесь констатацией факта: "Сегодня ты устал, занятия даются тебе тяжело", и нацельте ребенка на будущие достижения: "Уверена, в следующий раз, когда ты отдохнешь, у тебя все получится гораздо лучше".
Ниже приведены основные особенности природной организации нервной деятельности ребенка, которые могут быть причинами трудностей в обучении:
1. Низкий уровень работоспособности - недостаточная выносливость нервных клеток ребенка при интенсивных или длительных нагрузках. Дети с низкой работоспособностью быстро устают, их внимание рассеивается и результативность мыслительной деятельности снижается.
2. Медлительность психических процессов, которая проявляется в замедленном темпе любого вида деятельности. Такому ребенку нужно больше времени на обдумывание, он тяжелее включается в новую работу или переключается с одного вида заданий на другие. Необходимо отметить, что у каждого ученика существует свой индивидуально приемлемый темп деятельности. Вам необходимо отчетливо представлять себе, каковы пределы роста темпа деятельности ребенка.
3. Повышенный уровень тревожности - страх, тревога, неуверенность в себе при выполнении различных задач. Обычно повышенный уровень тревожности свойственен неуравновешенным детям с возбудимой или слабой нервной системой.
4. Импульсивность - ребёнок склонен действовать по первому побуждению без предварительного обдумывания. В разной мере импульсивность свойственна всем детям, но при яркой выраженности она может стать серьёзным препятствием в процессе учебы. Проявляется она в несдержанности, вспыльчивости, легкомысленности, непрестанной тяге к смене впечатлений и др.
Педагог-психолог: Гурьева О.И.
|