Свою трудовую деятельность я начинала учителем рисования. Именно тогда я убедилась в великой силе искусства. В процессе занятий ребенка рисованием происходит организация психических процессов и постепенный переход от относительно примитивных форм психической деятельности к более сложным и эффективным. Рисование оказывает положительное влияние и на развитие эмоционально-волевой сферы. Под воздействием занятий происходят существенные изменения в поведении детей. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными и аккуратными. Обогащаются и становятся более дифференцированными эмоции детей. Они начинают понимать разные эмоциональные состояния, выраженные мимикой, жестом, интонацией, и пытаются передать это в рисунке, пользуясь изобразительными средствами. В непосредственной обстановке формируются основы общения с одноклассниками. Сейчас работая педагогом – психологом я остаюсь верна своему любимому делу, рисование помогает мне лучше понимать и выстраивать взаимоотношения с учеником.
Работая с "особыми детьми" коррекционной школы у меня возникали серьезные препятствия для поддержания эффективной обратной связи. помог прежний опыт работы, я считаею, что мне удалось найти эффективное воздействие на ребенка по средствам методов и приемов арт-терапии.
Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это особенно ценной для категории детей СКОШ которые, недостаточно хорошо владеют речью, затрудняются в словесном описании своих переживаний. Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Рисунок является своеобразным диалогом между миром и ребенком, средством свободного самовыражения. В ходе реализации программы происходит тренинг многих психических процессов и качеств личности ребенка (любознательность, интерес, внимание, сравнение, анализ, речь, эмоции, память, чувство цвета и пропорции, способность к произвольным действиям, настойчивость, целеустремленность, пространственное мышление и другие).
В результате работы были созды программы с использованием элементов арт-терапии. Программы включают ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, кинезиотерапия.
Наблюдения и мониторинг проводимый с первоклассниками показали стабильные результаты по:
• снижению тревожности;
• повышению коммуникативных компетентностей;
• повышению мотивации и активности на занятиях;
• развитию мелкой моторики.
Сейчас в нашей школе ребята посещают занятия по программам:
-
«Улыбка» программа для первоклассников;
-
"Арт-развитие" программа для начальных классов;
-
"Искусство общения" программа для 8 класса;
-
"Мы вместе" цикл занятий по адаптации;
-
"Пихопрофилактическая программа по предупреждению СЭВ педагогов"
Особенностью всех программ является возможность использовать их в работе с детьми разного интеллектуального уровня развития и выполнение заданий не требует особых способностей и предварительной подготовки со стороны участников занятий.
Занятия с детьми
Занятия с учителями
|