Профессиональный сайт педагога-психолога

Сообщество
......
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Небаева Елена Алексеевна » Опыт работы

Статья "Мы можем изменяться сами"
12.12.2011, 08:09
Статья из опыта работы педагога-психолога по профилактике.
Место публикации: «Сборник материалов по психопрофилактике» Томск-2007г.
 
Мы не можем изменить мир, но вполне можем изменяться сами.
 
«Сам по себе конфликт, как факт различных мнений, интересов,
стремлений людей, не может быть ни плох, ни хорош,
и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки.
Поскольку конфликта не избежать, его надо использовать».
Маргарет Фоллет, 1942 г.
   
      Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Термин «конфликт» происходит от латинского «conflic-tus» — столкновение, его синонимами являются «несогласие», «баталия», и даже «война». Конфликты являются важной детерминантой человеческой активности. Говорят даже, что конфликт — это двигатель развития. В позитивном подходе под конфликтом предлагается понимать: «специальную характеристику, изменяющихся в столкновении деятельностей, представляющую собой процесс приобретения деятельностями во взаимодействии нового содержания, обеспечивающего соответствие новым условиям» (Б.И.Хасан). Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение часто прослеживается в трудах Уорда, Веблена, Росса, Смолла, Левина, авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Считалось, что эффективность организации в большей степени опирается на определение задач, процедур, правил, взаимодействия должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Такие механизмы, в основном, устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем. Немецкий филосов-идеалист и социолог Г. Зиммель, называя конфликт "спором", считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации. Авторы, принадлежащие к школе "человеческих отношений", тоже были склонны считать, что конфликта можно и нужно избежать. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. (А.Я.Анцупов) Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное. Группой ребят проведено исследование на тему «Проблемы подростков». На вопросы ответили 236 ребят.
   Опрос подростков выявил, что 90% ребят конфликтуют. Чаще всего конфликты возникают из-за отсутствия взаимопонимания с взрослыми. Во время конфликта большинство подростков испытывают злость, агрессию. · 70% подростков проявляют агрессию на попытку взрослых взять все под контроль. · 50% раздражает повышенный тон взрослых. · 35% часто ссорятся и дерутся. Конфликты возникают и в школе и дома. Конфликт приводит не только к нарушению общения, но и к соматическом заболеваниям и стрессам.
§ Агрессивное поведение демонстрируют – 20% человек.
§ Уход в себя, одиночество в сложной ситуации – 43 %человек.
§ Активная борьба с плохим настроением - 20% человек.
§ Близким людям подростки доверяют мало.
Только 9 % в сложной ситуации расскажут близким о переживаниях. Проблема конфликта и неумение решать её, выходить из трудной ситуации, послужили темой уроков и тренингов. Тема актуальна для подростка. Материал жизненно важен и имеет практическую направленность. Из творческой работы участницы районной конференции: «В нашей жизни бывает много ситуаций, которые порой нам неприятны, они ухудшают наше настроение, характер и поведение. Мы ничего не можем изменить - мы обречены на конфликты с первого вздоха». Встает вопрос: Как же научить ребенка справляться с проблемой? Проблему конфликта мы учились рассматривать с разных точек зрения.
При работе мы использовали различные методы и приемы.
§ Внеклассные мероприятия.
§ Тренинги. § Выпуск газеты.
§ Проведение анкеты.
     При введении в тему использовали прием «мозговой штурм» с целью раскрепощения творческих способностей подростков. На пер­вом этапе предлагала записать последствия конфликта. Участники штурма выдвигали свои идеи относитель­но решения проблемы. Эти идеи просто фиксировали, ни в коем случае не обсужда­ли и не критиковали. Принцип прост - чем больше идей, тем лучше. И только на заключитель­ном этапе происходили оценку идей и выборов пути из конфликта или жить в жути конфликта. При обучении умению видеть проблему с разных сторон, мы применяем методику Эдварда де Боно «Плюс, минус, интерес», названную ПМИ. Рассмотрение конфликта с разных точек зрения помогло увидеть плюсы и минусы ситуации. В процессе занятия были использованы групповые формы работы. Создание ситуации успеха на уроке помогло неуспешным ребятам быть увереннее. Эти формы обучения способствовали взаимодействию и освоению навыков коммуникации. Они показали, что дети владеют навыками совместной деятельности. Ребята смогли договориться и найти общее решение. Использование крылатых слов, притч и афоризмов на тему настраивало на философское размышление. Время было четко спланировано и распределено по этапам. Использование компьютера для презентации помогло привлечь внимание и пробудить интерес к теме. Применяли и картины художников Сурикова и Васнецова, отмечали связь с литературой. На уроке говорили много дети, рассуждали и спорили, делали выводы. Говорили о пользе упражнений, которые помогли приобрести практический опыт. Для самостоятельной работы создавались все условия. На столе был необходимый материал. На столах карточки с материалом. Карандаши. Листы бумаги. Ребята самостоятельно выбирали сложность и оптимальные варианты работы. На столе находилась инструкция работы в группе. Четкий план деятельности. В процессе работы осуществлялась поддержка и индивидуальный подход. Защищали ребята свою работу коллективным ответом. Распределив речь так, чтобы каждый мог сказать свое мнение. Сделанные выводы и рассуждения ребят показали их умение работать в группе и хорошее знание материала. А также взаимосвязь с другими предметами. Дидактическим стержнем урока была деятельность обучающихся. Результатом урока стали творческие работы.
    Стихи на тему «Конфликт». Синквейн – нерифмованное пятистрочие.
Спор.
Зловещий. Непростой.
Взволновал. Расстроил. Рассердил.
Непонимание - это страшно.
 
Ссора.
Нежеланная. Ненужная.
 Спорить. Злиться. Обижаться.
 Время терять попусту.
 
Рассуждения и выводы ребят:
   Николай Величкович: « По результатам диагностики мы видим, что большинство конфликтов в школе. Если быть честными их и дома не мало, но мы скрываем это».
     Люба Прошко: «Нам выпало быть пессимистами, по жизни мы не всегда проявляем себя так, но игра есть игра и мы постарались войти в эту роль».
     Саша Шкаруто: «Конфликт - помогает увидеть проблему и найти силы изменить не только ситуацию, но и себя».
     Минис Мухамадиев: «Сегодня я понял, что конфликт – это наше отношение к жизни».
     Алексей Науменко: «Конфликты бывают, но важно как мы их воспринимаем и как можем решить».           
     Считаю, что положительные эмоции и желание доказывать, рассуждать и быть активным на уроке – главная цель. Ведь именно эти проявления помогают успешной социализации личности. Актуальность вопроса и интерес к теме помог приобрести знания и надеюсь, они будут использованы в жизни. Важно при этом, что ребята получили опыт и поверили в свои силы.
У 40% ребят стало меньше конфликтов.
25%отметили, что улучшились взаимоотношения с родителями и одноклассниками благодаря использованию законов общения.
45% научились управлять собой, используя приемы успешного человека.
    Гармония взаимопонимания даром не получается, она обретается через собственный опыт, в котором не только блистательные победы, волнующие взлеты, пленительное счастье, но и страшные поражения, унизительные падения и невыносимые страдания. Радость человеческого счастья не столько в достижении успеха, сколько в умении преодолевать трудности, сделать их полезными для себя и окружающего мира.
Категория: Опыт работы | Добавил: НебаеваЕА
Просмотров: 781 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Портфолио
Поиск
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz