На дверях надпись: «Педагог-психолог».
Сюда входят по-разному: одни робко переступают порог, другие энергично и решительно бросаются к моему столу, навстречу неизвестности. Третьи входят не спеша, оценивающе рассматривают кабинет. Они уверенно занимают своё место передо мной. В эти несколько мгновений, когда человек входит в комнату, усаживается в кресле и молчит прежде чем начать разговор, между нами возникает доверие, необходимое нам обоим: мне - чтобы работать, моему собеседнику - чтобы я смогла ему помочь.
Психологическая помощь основана на странном, казалось, предположении, что помочь человеку может он сам. Да, это так, никто не может заставить измениться, если он этого не хочет. Человек всегда одинок в своем выборе. Но это не значит, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих»!
Глубоко убеждена, что педагог-психолог, нужен не для того, чтобы принудить к поступку, который кажется более рациональным, а необходим для создания условий внутреннего изменения человека, будь то взрослый или ребенок не важно, при которых он сам сможет сделать свой выбор. Как и Ж.Ж. Руссо я убеждена что «Ребенок часть природы, а природа развивается по своим законам. Бережное отношение к природе ребенка, отказ от насилия, подавления, управления ею дает ему возможность саморазвиваться, самосовершенствоваться. А нам, взрослым, надо дать ему право быть таким, какой он есть», потому что мы педагоги-психологи, а педагогическая психология, по мнению Б.Г.Ананьева, пограничная, комплексная отрасль знания, которая «заняла определенное место между педагогикой и психологией, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием….»
Всматриваюсь в детские лица… Какие же они разные! Они гиперактивны, тревожны, они испытывают страх, порой они агрессивны, рассеяны. Нет, совершено одинаковых детей, ведь даже близнецы отличаются друг от друга. Как сделать так, чтобы дети осознали себя личностями, почувствовали свою нужность и равенство со всеми? Как подойти к ним, чтобы понять их? Как направить коррекционное воздействие на достижение наилучших результатов? Как подобрать ключи к разгадке поведения, поступков, детских проблем? Ни в одной книге не найдешь готовых рецептов и четких ответов на эти вопросы. И только чуткость, внимание к ребенку - это тот светлый родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности. «Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания» так говорил Януш Корчак, известный педагог, врач и писатель. «Ребенок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого человека, который всегда рядом, который всегда поймет, поможет, объяснит. Ребенок не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». Зажечь своих детей. не вторгаясь в их души, не нарушая их природу, мне помогают мои программы «Возьмёмся за руки друзья» и «Солнечные лучики». Коррекционное воздействие этих программ позволяет развивать коммуникативную и эмоциональную сферы личности дошкольника. Что может быть важнее, чем помочь ребенку осознать свое «Я», повысить его самооценку, развить его потенциальные возможности, научить справляться с внутренними и внешними конфликтами.
Понимаю, что «один в поле не воин». Только совместно с родителями и воспитателями наши успехи будут весомее. Педагоги с доверием приходят за советом не только по профессиональным вопросам, но и по личным. Родители оценили мою искреннюю заботу о своих детях, и на консультации теперь приходят всей семьей. К созданию моего « маленького ребенка»- родительского клуба - меня подтолкнули сами родители. Мы вместе учимся общаться, решать текущие педагогические проблемы. Многие из них считали, что общаться с ребенком - значить действовать: убеждать, контролировать, внушать необходимость, предупреждать о последствиях. И при этом упускали из виду главное: фундамент общения составляет - доверие.
Убеждена, что все дети разные, у каждого своя дорога, каждый несет свою индивидуальную миссию. Смогут ли они ее выполнить? Это во многом зависит от взрослых, воспитывающих ребёнка в первые годы жизни. Ведь ребенок как улитка. Попросишь: «Улитка, улитка – покажи свои рожки!» и она рано или поздно их высунет. Но, ни в коем случае нельзя их тянуть наружу, щипцами! Терпение и только терпение. Дайте маленькому человечку время, и он подарит вам драгоценные минуты счастья…
…Вот опять передо мной дорога. Какая она? Прямая, гладко заасфальтированная, или каменистая, узкая тропа, над глубокой пропастью. Об этом я узнаю, только пройдя по ней, первые шаги я уже сделала, а дорогу осилит идущий…
|