Ход мероприятия:
1. Регистрация участников семинара-практикума.
2. Игра: «В чужом городе»
Цель : Знакомство, установление взаимодействия, сплочения.
Состав участников: все участники.
Реквизит: музыкальное сопровождение.
Ход игры Все участники двигаются в помещении в свободном порядке. Они следуют инструкциям ведущего, который объявляет задание на каждом новом этапе.
Этап 1. Ведущий предлагает участникам представить себя в городе, в котором они оказались впервые и никого не знают. Участники двигаются в помещении сами по себе, не обращая внимания на остальных.
Этап 2. Участники должны внимательно всматриваться в тех, кого они встречают, и постараться запомнить как можно больше подробностей. Но всматриваться как бы, между прочим, ненавязчиво.
Этап З. Участники начинают смотреть встречающимся на дороге в глаза и здороваться за руку.
Этап 4. Участники должны приветствовать друг друга необычным способом, принятом в этом городе, используя различные части тела (спина, ноги и т. д.)
Этап 5. Участникам предлагается здороваться друг с другом самостоятельно придуманным способом.
Примечание После игры можно обменяться мнениями. Как чувствовали себя участники в начале игры? Как менялись ощущения? 3.
Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка» (Приложение 1) (Работа по списку)
Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет «особого» ребенка» (см. приложение 1), на которой перечислены индивидуальные особенности агрессивных, тревожных, гиперактивных и иных групп детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны гиперактивным детям, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение. Надо отметить, что некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления, зафиксированные в карточке, нельзя четко отнести к какой-либо одной категории. Поэтому в процессе обсуждения могут возникать разногласия. Задача ведущего состоит в том, чтобы дать возможность высказаться каждому желающему участнику и лишь затем выступать в роли эксперта. После того, как портрет составлен, основные характеристики ребенка данной категории фиксируются где-либо. К ним ведущий может обращаться по мере необходимости на протяжении всей встречи.
4. ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Что такое СДВГ?» В настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность — это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.
6. Игра «Делай как я!»
Цель: Создать положительный настрой перед началом работы.
Реквизит: музыкальное сопровождение.
Ход игры:
Вариант 1
Вся группа стоит в кругу. Один из участников начинает делать под музыку любое движение. Все остальные должны повторять это движение. При этом группа может двигаться по кругу. Через какое-то время тот участник, который де лал движение, показывает на кого-то другого. Теперь очередь этого участника показывать движение и т. д., пока в этой роли не побывают все участники.
Вариант 2
Группа стоит в помещении в свободном порядке. движение начинает ведущий. Когда он останавливается, кто-то другой должен начать делать свое движение, так что не было больших пауз, вся группа также должна повторять это движение. Желательно договориться, чтобы одно движение не дела лось слишком долго. Игра заканчивается, когда заканчивается музыка, либо когда ведущий дает сигнал к окончанию, либо когда группа не вербально показывает, что уже достаточно. Вариант З Группа стоит в кругу и должна попытаться одновременно делать одно и то же движение, предварительно не договариваясь и не подражая кому-то одному. Этот вариант требует большой концентрации и внимания друг к другу »
7. Слайдовая ПРЕЗЕНТАЦИЯ и мини лекция: «Диагностика: новые приемы и методы»
Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания.
Первый - субъективный - включает субъективную оценку повеления ребенка исходя из общепринятых диагностических критериев, разработанных Американской психиатрической ассоциацией (см. "Диагностические критерии СНВГ"). Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесенных ребенком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез.
Второй этап - объективный, или психологический. По количеству ошибок, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и во времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Следует помнить, что такие исследования можно проводит, у детей только начинай с пяти - шестилетнего возраста.
На третьем этапе проводят электро-энцефалографическое исследование - с помощью электродов, накрадывающихся на голову, регистрируются электрические потенциалы мозга и выявляются соответствующие изменения. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребенка. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Эти исследования безвредны и безболезненны.
По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.( Приложение 3)
Алгоритм комплексной диагностики гиперактивности: • наблюдение за ребенком. • данные анамнеза. • анкетирование родителей. • анкетирование педагогов. • анализ успеваемости. • беседа с психоневрологом (с психиатром), наблюдающим данного ребенка. • опросник для учителя (в 1 классе) по психологической адаптации ребенка в школе. • беседа с логопедом, работающим с данным ребенком. • диагностика познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, работоспособности). • диагностика подвижности нервной системы. • углубленная диагностика внимания.
Диагностика познавательных процессов
Для диагностики познавательных процессов используются стандартные широко распространенные методики. Углубленное исследование внимания При углубленном исследовании внимания возможно использование следующих тестов: • тест Тулуз-Пьерона (ММД) • "корректурная проба" (концентрация, работоспособность, объем внимания). • "тест переплетенных линий" (устойчивость внимания) • "запомни и расставь точки" (объем внимания) • "определение эффективности внимания" (А.А.Осипова "Диагностика и коррекция внимания"). • "оценка уровня развития произвольного внимания" (см. там же) • "графический диктант" (выяснение наиболее типичных причин, приводящих к трудностям в начальном обучении, проверка умения слушать и выполнять указания взрослого, способности работать в коллективе). • "треугольники" (определение переключаемости произвольного внимания. см. А.А. Осипова "Диагностика и коррекция внимания").
Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере восемь из всех симптомов.
1. Симптомы появляются до 8 лет;
2. Обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.);
3. Не обусловлены какими-либо психическими расстройствами; Признаки импульсивности отмечается в анкете « Импульсивный ребенок» (Приложение 4)
Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2—3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15—20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7—14 о средней, 1—6 баллов о низкой.
8. Упражнение «Сто мячей»
Цель: игра способствует развитию навыка распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими. Игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий – играть молча.
1 этап Все участники встают в круг. В руках у ведущего – мяч. Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т.д. Задача играющих – поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол. Переход ко второму этапу возможен лишь тогда, когда участники отработают навык невербального общения при передаче мяча.
2 этап Игра проводится точно так же, как и на первом этапе, только ведущий вводит еще один, дополнительный мяч, тем самым усложняя проведение игры. На последующих этапах в игре может использоваться три, четыре, пять и т.д. мячей. В этом случае также необходимо не допускать падения мячей на пол. Если же мяч все-таки упал, количество мячей сокращается на один.
9. Слайдовая ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Взаимодействие с гиперактивным ребенком и его родителями» (Приложение 5) Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрослых. Некоторые же родители, слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить только себя в том, что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка). Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребенком. С ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу. Прежде всего надо объяснить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что ребенок ни в коей мере не виноват что ОН такой, и что дисциплинарные меры действия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его. Для этого целесообразно организовать постоянно действующий лекторий, в рамках которого родители мог задавать конкретные вопросы специалистам, также проводить совместные тренинги родителей и детей. В процессе тренингов те и другие научатся лучше понимать друг друга . (Приложение 6)
10. Слайдовая ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Коррекция и помощь при дефиците внимания и гиперактивности» Если взрослый хочет добиться того, чтобы его гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Родители не должны давать ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и приходи за стол...» Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать, но выполнять это в игровой форме. Например, если ребенок «носится как по квартире, можно предложить ему на выбор два или три других занятия: побегать во дворе или послушать чтение взрослого. Если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется игрушками и вещами, можно предложить ему игры с водой Игра самый эффективный способ коррекции гиперактивности. (Приложение 2)
11. Игра «ДОТРОНЬСЯ ДО…» Цель: Снятие накопившейся усталости, развитие внимания, мышления, быстроты реакции. Все участники ходят по комнате, а ведущий просит их дотронуться до: · Деревянного предмета; · Круглого предмета; · Желтого предмета; · Куколки; · Железной машинки; · Зеленого паровозика и т.д. Рекомендации ведущему: У детей 3-4 лет эта игра способствует развитию мышления и внимания. Для более старших детей (и даже со взрослыми) можно ввести в игру элемент развития креативности, навыков принятия решения и др.( Приложение 7)
12. Анкетирование и обратная связь Участникам семинара предлагается заполнить анкету и ответить на ряд вопросов:
1. Чем полезен семинар именно для вас.
2. Какие конкретно приемы будете использовать.
3. Ваши пожелания организаторам.
Методическое обеспечение:
1. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействие с детьми.- СПб.,2000 2. Монина Г.Б., Е. Лютова – Робертс, Л. Чутко. Гиперактивные дети психолого-педагогическая помощь-Спб.,2007 3. Н.Н. Заваденко. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания.- 4. А.Чуриков, В. Снегирев. Копилка для тренера.- СПб.,2006 5. И.М. Марковская. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.-СПб.2000 6. Е.А. Леванова, А.Г. Волошина, В.А. Плешаков, А.Н. Соболева, И.О. Телегина. Игра в тренинге. - П.,2008 7. Клаус Фопель. Привет, ушки! –М.: Генезис.2010 8. Д.Басаргина, Т.Семенова. Игры в тренинге.- СПб., 2010 9. Елена Лютова - Робертс и Галина Монина. Карточки -ИГРЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ . Дошкольный возраст-Спб.,2010 10. Елена Лютова - Робертс и Галина Монина. Карточки - ИГРЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ Дошкольный и младший школьный возраст.- Спб.,2010 11. Чистяковой М. И. «Психогимнастика», М.,1997 12. Н.Ю.Хрящева. Психогимнастика в тренинге, СПб.,1995 13. Рудестам К. Групповая психотерапия. -М.: Прогресс. 1990 14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.:Наркомпрос.1994 15. А.А. Осипов "Диагностика и коррекция внимания".
|