Профессиональный сайт педагога-психолога

Сообщество
......
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Работа сообщества педагогов-психологов

«Влияние игр с правилами на развитие воли и произвольности»
«Влияние игр с правилами на развитие воли и произвольности»
 
 Одной из актуальных проблем в психологии является изучение волевой регуляции и произвольности. Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Каждый педагог и родитель стремится развить качества в своих детях, видеть их целеустремленными, настойчивыми, и волевыми, Именно эти качества необходимы для обучения в школе, что способствует успешному усвоению школьной программы.
   Однако, несмотря на общепризнанную в отечественной психологии фундаментальность этой проблемы и ее несомненную значимость для практики воспитания детей, интерес к проблеме развития произвольности в детской психологии за последние десятилетия заметно снизился [4].
    Способность к регуляции психических процессов и состояний отмечалась еще в работах Аристотеля, который рассматривал волю как фактор, способный изменить поведение: инициировать его, менять его направление и темп. [4] Впервые идея регуляции как особого самостоятельного процесса была сформулирована в работах И.М. Сеченова. В своих исследованиях И.М. Сеченов искал конкретные механизмы, которые лежат в основе способности человека управлять собственными действиями: побуждать или тормозить их. [3] .
    Г.А. Урунтаева считает, что в развитии волевого поведения выделяются две линии: освоение способов самопроверки и развитие способности проверять и корректировать свою работу. Она отмечает, что дети хорошо понимают требования взрослого, но не могут соотносить с ними свою деятельность. Дети чаще всего прибегают к самопроверке только тогда, когда требует воспитатель. Самоконтроль возникает при столкновении с трудностями и сомнениями в правильности решения. А так же считает, сначала формируется целеполагание, планирование, самоконтроль в поведении, только потом произвольность. [5].
    З.В.Мануйленко обнаружила, что в ситуациях соревнованиях у старших дошкольников более высокие показатели, чем в игре [4]. Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова (1994) пришли к выводу, что систематическая работа по формированию игры с правилами не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе. [2] Таким образом, игровая деятельность является важным условием формирования произвольного поведения ребёнка дошкольного возраста. Преимуществом предложенных подходов Г.А. Урунтаевой, З. В. Мануйленко, Е.О.Смирновой и др. - являются элементы игр и овладения правилами в них, как путь к овладению своим поведением. Игра является условием, наиболее адекватным для развития личности ребёнка и волевых действий у детей дошкольного возраста. Только после освоения регуляции поведения в игре дошкольник переносит приобретённые умения и навыки в повседневную жизнь. В исследовании Е.О.Смирновой развития произвольности в игре с правилом было выявлено, что участие сверстников подготавливает появление самоконтроля: первоначально дошкольники контролируют действия других детей, отмечая правильные и неправильные моменты, и лишь после этого начинают контролировать своё собственное поведение в игре [4].
 
   Наряду с достоинствами, существуют следующими недостатки: в игре следует быть осторожным, т.к. в игре с правилами у тревожного ребенка будет проявляться некая отчужденность, избегание участия в игре, заранее зная свою неуспешность. Внедряя любые игры нужно создавать ситуацию успеха или ребенок должен находиться в команде, чтобы снизить уровень тревожности. В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запомнить стихотворение, но только если его эмоционально зацепило это занятие, то есть делает он это непроизвольно. Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи, либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Можно поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Целью данной статьи является анализ развития волевых проявлений и произвольности поведения в дошкольном возрасте через внедрение системы игр с определенными правилами. Очевидно, что развитые формы не появляются внезапно и не даются ребенку в готовом виде, что базовые психологические основания для них закладываются в раннем возрасте. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо развивать саморегуляцию детей целенаправленно, тем самым помочь детям развить механизм произвольности. Наша гипотеза – использование в работе с детьми игр с правилами будет способствовать формированию саморегуляции у детей. Данная гипотеза легла в основу педагогического проекта. Цель которого, формирование готовности детей с ТНР к обучению в школе посредством развития саморегуляции методом игры с правилами.
  Предполагаемый наш подход к исследованию влияния игр с правилами на развитие волевых процессов и произвольного поведения включает три этапа:
 1 – организационный, этап направлен на изучение литературы, подбор диагностического материала, игр и упражнений; диагностика исходного уровня развития произвольности и воли у дошкольников 6-7 лет.
2 – запуск и внедрение, этап представляет собой серию игр с правилами, упражнений, которые внедрялись во фронтальные занятия по «игротерапии» в блок «готовность к обучению в школе», в тетради взаимосвязи с педагогами, для использования в свободной деятельности; консультации, семинар-практикум «Психологическая готовность к обучению в школе».
 3 – рефлексивный, был направлен на выявление тех изменений в произвольном поведении и волевых проявлений детей, которые произошли в результате практического использования игр и упражнений в коррекционной работе. При подборе диагностических методик, выявляющих развитие воли и произвольности, мы стремились охватить основные сферы внешних и внутренних действий, в которых требуется и проявляется это качество.
  Для себя мы выделили следующие показатели волевых проявлений и произвольного поведения:
 1. Способность ребенка удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата.
 2. Способность сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не выкрикивать на занятии, подождать своей очереди).
 3. Способность подчиняться общественным правилам поведения и деятельности; выполнять требования взрослого (дисциплинированность).
4. Способность действовать без посторонней помощи; не поддаваться дурному влиянию (самостоятельность).
5. Способность уметь выполнять деятельность по своей инициативе (инициативность).
6. Наличие сформированных привычек культурно-гигиенических навыков, к труду и напряженной деятельности.
 
   В ходе реализации проекта были подобраны и систематизированы игры в три блока.
1 блок – игры, упражнения направленные на представление о понятии «успех», выработку уверенности в своих возможностях, развитие слухового внимания: «Я сильный! Я слабый!», игра «Я справлюсь», «Я смогу!», «Мусорное ведро», «Звезда удачи», «Слушай хлопки», «Запретное число» .
2 блок – развивающие игры, содержащие правила игры или условие; игры соревнования; релаксационные упражнения на снятие напряжения и скованности; игры на перевоплощения; подвижные игры на управление эмоциями и контролирование импульсивного поведения: упражнение «Яблонька», «Самолетики», «Птенчики», «Море волнуется», «Дыши и думай красиво».
 3 блок – игры с правилами включающие очередность действий и/или направленные на выработку усидчивости: игры Никитина: «Уникуб», «Сложи узор»; головоломки, блоки Дьенеша, настольно печатные игры, шахматы, шашки, домино, лото.
  Особенность предполагаемого способа сводится к тому, что правило становится всё менее связанным с воображаемой ситуацией и всё более относится к самому играющему ребенку. В правилах заключается значение игры для развития произвольности. Правило становится средством осознания своего поведения и средством овладения им, которое свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднимается на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях. Исследование проводилось на базе МДОУ д/с №1 «Солнышко» компенсирующего вида.
 
    В ходе исследования использовался дидактический материал, созданная система игр и упражнений. Технической базой послужила аудиосистема с релаксирующими фонограммами, звуками природы. Исследование предполагало комплексное использование методов выявляющих показатели:
1. Способность волевых проявлений выявляли путем наблюдения за детьми в процессе занятий и режимных моментах. [1]
2. Способность сдерживать непосредственные импульсивные движения выявлялась с помощью методик «Не подглядывай», «Дождись своей очереди» [1] Исследование показало, что на последнем этапе мы неоднократно наблюдали, как многие дети стали самостоятельно воспроизводить игры с правилами, показанные взрослыми, при этом сами следили за соблюдением этих правил. Это может свидетельствовать о том, что наши испытуемые овладели правилом действия и могут контролировать своё поведение и поведение своих сверстников независимо от взрослых. Как показало наше наблюдение, важнейшим условием формирования произвольного поведения является многократное проигрывание одних и тех же игровых действий. Правило как бы обращает ребенка на собственные действия, дает им вербальное оформление и поднимает на новый уровень сознания того, что уже существует в его поведении, что и составляет сущность осознания своего поведения и овладения им на этом этапе развития. По результатам исследования, мы получили следующие показатели - 86% детей повысили свой уровень в развитии воли и произвольности. (см. Таблица № 1)
 

Таблица № 1

Показатели динамики развития детей
Параметры           Кол-во детей          Высокий уровень (кол-во,%)
конец годаСредний уровень (кол-во,%) конец годаНизкий уровень (кол-во,%) конец года
 Саморегуляция 227 – 32%   12 – 54%    3 – 14%
    Из всего сказанного, следует вывод, что с того момента, как ребенок становится школьником, он сталкивается с неспособностью действовать самостоятельно в учебной деятельности. Большая часть аспектов школьного образования основывается на волевой регуляции деятельности, касающейся как самостоятельных работ, так и контрольных, домашних заданий. 
На этом этапе ребенок уже должен действовать один, без помощи взрослого, самостоятельно отвечать за результат своей деятельности. Это очень сложно для детей, тем более что учеба в школе (в отличие от детского сада) идет не в условиях веселых игр, не столь эмоционально окрашена, дети не столь свободны в своих желаниях и действиях. Старший дошкольный возраст – это возраст перехода от игровой деятельности к учебной и наша задача сделать этот переход плавным, безболезненным.
 
    Данная система может быть рекомендована для воспитателей, педагогов-психологов в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Н.А. Цыркун отмечает, что «на начальных этапах формирования волевых действий дети часто отвергают предложения, просьбы, требования взрослого. Это является одним из проявлений детского негативизма. Поэтому взрослый должен уметь превращать свои желания в желания ребенка. Это и будет одним из первых шагов к развитию воли... Интересно то, что в развитии сначала дети научаются в ответ на требования жизни усиливать активность, а затем уже формируется и тормозная функция – в этом состоит основной парадокс развития воли: сначала научиться говорить, а только потом молчать, сначала научиться выделять свои желания, а потом отказываться от них» [6]
 
 Список литературы 1. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Академия, 1997. 2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 176 с. 3. Немов Р.С. Психология: В 3 книгах / Р.С. Немов. – М.: Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – 1532с. 4. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Е.О. Смирнова.- М.: Издательство «институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-256с. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М., 1995. – 289 с. Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников / Н.А. Цыркун. – Мн.: . Асвета, 1991. – 112 с.
Категория: Работа сообщества педагогов-психологов | Добавил: НебаеваЕА (08.04.2012)
Просмотров: 6317 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Портфолио
Поиск
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz