Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества.
Техники арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Через работу с многогранными символами в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия.
Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач. В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах.
Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, склонность к фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами Арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества.
Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психопрофилактический фактор.
Таким образом, имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе образования:
-развитие творческих способностей и креативности;
- негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;
-трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;
- переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;
-неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность семейной ситуацией, враждебность к окружающим.
Цели, задачи программы, ее специфика Цели: создание условий для успешной социализации личности. Программа направлена на решение следующих задач: развитие творческого мышления, воображения, креативности; создание условий для самопознания и самовыражения; развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества; развитие навыков общения и эффективного взаимодействия; развитие навыков рефлексии.
При реализации программы используются такие техники работы, как: изотерапия (рисование красками, цветными карандашами, монотипия); сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок); мандалотерапия (рисование в круге, плетение мандал из ниток); музыкотерапия (прослушивание различной музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии); куклотерапия (изготовление кукол и проигрывание историй с ними); рисование песком (программа идет отдельным блоком занятий); драматрапия (проигрывание историй с использованием наручных кукол, фигурок, изготовленных самостоятельно); лепка из глины, соленого теста, пластилина; аппликация, макетирование, коллаж и пр.
Специфика программы заключается в форме проведения: открытая арт-студия. В условиях деятельности МАОУ «Центр Планирования карьеры» г. Томска, такую форму считаем наиболее приемлемой и целесообразной, поскольку имеется ежедневный прием посетителей с разнообразной проблематикой. Данная форма организации встреч позволяют объединить детей с различными проблемами в одну группу, а так же подключиться каждому желающему к группе с любого занятия, поскольку тема новой встречи отлична от предыдущих и последующих, т.е. на протяжении учебного года нет повторяющихся занятий. Таким образом, арт-студия позволяет осуществить охват практически всех желающих и нуждающихся в психологической помощи и поддержке детей сразу после обращения. На занятиях ребенок личностно и творчески развивается, испытывает себя, познает свой внутренний мир, причины собственного поведения, учится наиболее эффективным способам разрешения проблем, приобретает навыки эффективного общения с людьми.
|