Профессиональный сайт педагога-психолога

Сообщество
......
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Выступления

«Игра и её роль в психическом ребенка развитии ребенка»
     Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями. В пункте 2.4 указано: построение образовательного процесса должно быть основано на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения педагога с дошкольниками. В современном образовании в свете Федеральных Государственных Требований обучение детей строится как увлекательная проблемно-иг­ровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребен­ка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. При построении современного педагогического процесса педагоги в совместной с детьми деятельности, учитывают интеграцию естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Ведь именно в игре ребенок развивается, познает мир, общается.
  
      Игра как часть образовательной области «Социализация» программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой (наш сад работает по этой программе) интегри­руется со всеми образовательными областями, так как является основ­ной формой осуществления разных видов детской деятельности, в том числе организованной образовательной. 4 сл. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию, развитию произвольности, возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка, непосредственно приводящие к игре. Они заключаются в том, что у ребенка в этом возрасте возникает целый ряд нереализуемых тенденций, нереализуемых непосредственно желаний. 
     
     Отсюда и возникает игра, которая с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда должна быть понята как воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний.
Рассмотрим наиболее распространенные теории игр в 19 – 20 веках:
  •  К.Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.
  • К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.
  • Карл Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.
  • Зигмунд Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности, т.е. отыгрывает чувства страха….
    Хотя приведенные объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.
  • Принципиально иначе подходят к объяснению игры наши соотечественники: 
    Иван Алексеевич Сикорский, Петр Федорович Каптерев, Петр Франсович Лесгафт, Константин Дмитриевич Ушинский высказываются за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.
    Надежда Константиновна Крупская, Антон Семенович Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.

 

     Особо хочется остановиться на взглядах на игру Льва Семеновича Выготского. Он рассмотрел много интересных глубоких проблем и вопросов относительно природы игры и ее внутренних механизмов. Работы Л.С. Выготского заложили основу для изучения игры, как деятельности имеющей определяющее значение в психическом развитии ребенка. Л.С. Выготский писал об игре как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие уровень его ближайшего развития. Игра в дошкольном возрасте, являясь ведущей деятельностью, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливая переход его на новую возрастную стадию развития. Как отмечал Л.С., в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов и предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности происходит именно в детской игре. 
    По мнению Л.С.Выготского, С точки зрения развития, игра не является преобладающей формой деятельности, но она является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте.
 
 Рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, он отмечал, что с возрастом игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ребенка.
     Л.С.Выготский писал: Мы часто объясняем развитие ребенка развитием его интеллектуальных функций, т.е. перед нами всякий ребенок предстает как теоретическое существо, которое в зависимости от большего или меньшего уровня интеллектуального развития переходит с одной возрастной ступени на другую.
Не учитываются потребности, влечения, побуждения ребенка, мотивы его деятельности, без которых, как показывает исследование, никогда не совершается переход ребенка с одной ступени на другую. В частности, мне кажется, что и анализ игры надо начинать с выяснения именно этих моментов.
По-видимому, всякий сдвиг, всякий переход с одной возрастной ступени на другую связан с резким изменением мотивов и побуждений к деятельности. 
     То, что является величайшей ценностью для младенца, почти перестает интересовать ребенка в раннем возрасте. Это вызревание новых потребностей, новых мотивов деятельности, конечно, должно быть выдвинуто на первый план. В частности, нельзя не видеть того, что ребенок в игре удовлетворяет какие-то потребности, // какие-то побуждения // и что без понимания своеобразия этих побуждений // мы не можем представить себе тот своеобразный тип деятельности, которым является игра.
      В дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка, непосредственно приводящие к игре. Они заключаются в том, что у ребенка в этом возрасте возникает целый ряд нереализуемых тенденций, нереализуемых непосредственно желаний. Ребенок раннего возраста имеет тенденцию к непосредственному разрешению и удовлетворению своих желаний. Отсрочка выполнения желания трудна для ребенка раннего возраста, она возможна только в каких-то узких пределах; никто не знал ребенка младше трех лет, который имел бы желание сделать нечто через несколько дней. Обычно путь от побуждения к его реализации оказывается чрезвычайно коротким.Л.С.считал, что если бы в дошкольном возрасте мы не имели вызревания нереализуемых немедленно потребностей, то мы не имели бы игры. Исследования показывают, что не только там, где мы имеем дело с детьми недостаточно интеллектуально развитыми, но и там, где мы имеем недоразвитие аффективной сферы, игра не развивается. 
      С точки зрения аффективной сферы игра создается при такой ситуации развития, когда появляются нереализуемые тенденции. Ребенок раннего возраста ведет себя так: он хочет взять вещь и ему надо взять ее сейчас же. // Если эту вещь взять нельзя, то он или устраивает скандал — ложится на пол и бьет ногами, или он отказывается. У него неудовлетворенные желания имеют свои особые пути замещения, отказа и т.д. К началу дошкольного возраста появляются неудовлетворенные желания, нереализуемые немедленно тенденции, с одной стороны, // и, с другой стороны, сохраняется тенденция раннего возраста к немедленной реализации желаний. Ребенок хочет, например, быть на месте матери или хочет быть всадником и проехаться на лошади. Это неосуществимое сейчас желание.  Выготский писал: Что делает ребенок раннего возраста, если он увидел проехавшую пролетку и хочет на ней во что бы то ни стало проехать? Если это капризный и избалованный ребенок, то он будет требовать у матери, чтобы во что бы то ни стало его посадили на эту пролетку, может броситься тут же на улице на землю и т.д. Если же это послушный ребенок, привыкший отказываться от желаний, то он отойдет, или мать просто отвлечет его каким-то более сильным аффектом, и ребенок откажется от своего непосредственного желания. В отличие от этого у ребенка после трех лет возникают своеобразные противоречивые тенденции; // с одной стороны, у него появляется целый ряд нереализуемых немедленно потребностей, желаний, с другой стороны, у него сохраняется почти целиком тенденция к немедленной реализации желаний. 
     Отсюда и возникает игра, которая с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда должна быть понята как воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний. 

     Большое значение в процессе приобщения ребенка к игре имеет взрослый как носитель образцов. Л.С.Выготский писал: Взрослый в процессе обучения создает ряд зародышей, т.е. вызывает к жизни процессы развития, которые должны проделать свой цикл развития для того, чтобы принести плоды. Если для детей игра – это развлечение, то для взрослого детская игра – труд, ведь его задача – не просто приобщить малышей к игре и проконтролировать их действия, но и сделать так, чтобы игра способствовала психическому развитию каждого ребенка. Так как игра, как форма организации жизни и деятельности детей из года в год предъявляет новые и все более сложные требования. В игре должны решаться сложные задачи развития детей. Именно в ходе игры дети общаются друг с другом, расширяют свои знания, полученные в ходе взаимодействия со взрослыми. Их ребенок переносит в плоскость общения со сверстниками, что позволяет расширить эти знания, сформировать способы самостоятельного достижения целей той или иной деятельности и служит стимулом для развития прагматического компонента, умения предвосхищать результаты и контролировать их. 
     Заключение: Таким образом игра занимает в жизни ребенка особое место.
 
Л.С. Выготский доказал, что она имеет очень важное значение для развития детей. В ней наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому она и является средством всестороннего развития, именно через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка. Нам взрослы нужно помнить следующее: хотя мир сегодня изменился, но законы психического развития ребенка во многом остались прежними. Лишая маленького человека возможности играть, мы отнимаем у него самый счастливый возраст, крадем целый мир детских переживаний, стремлений, отношений.
Категория: Выступления | Добавил: НебаеваЕА (29.03.2012)
Просмотров: 3491 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Портфолио
Поиск
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz