Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями. В пункте 2.4 указано: построение образовательного процесса должно быть основано на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения педагога с дошкольниками. В современном образовании в свете Федеральных Государственных Требований обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. При построении современного педагогического процесса педагоги в совместной с детьми деятельности, учитывают интеграцию естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Ведь именно в игре ребенок развивается, познает мир, общается.
Игра как часть образовательной области «Социализация» программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой (наш сад работает по этой программе) интегрируется со всеми образовательными областями, так как является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, в том числе организованной образовательной. 4 сл. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию, развитию произвольности, возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка, непосредственно приводящие к игре. Они заключаются в том, что у ребенка в этом возрасте возникает целый ряд нереализуемых тенденций, нереализуемых непосредственно желаний.
Отсюда и возникает игра, которая с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда должна быть понята как воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний.
Рассмотрим наиболее распространенные теории игр в 19 – 20 веках:
-
К.Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.
-
К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.
-
Карл Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.
-
Зигмунд Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности, т.е. отыгрывает чувства страха…. Хотя приведенные объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.
-
Принципиально иначе подходят к объяснению игры наши соотечественники: Иван Алексеевич Сикорский, Петр Федорович Каптерев, Петр Франсович Лесгафт, Константин Дмитриевич Ушинский высказываются за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности. Надежда Константиновна Крупская, Антон Семенович Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.
Особо хочется остановиться на взглядах на игру Льва Семеновича Выготского. Он рассмотрел много интересных глубоких проблем и вопросов относительно природы игры и ее внутренних механизмов. Работы Л.С. Выготского заложили основу для изучения игры, как деятельности имеющей определяющее значение в психическом развитии ребенка. Л.С. Выготский писал об игре как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие уровень его ближайшего развития. Игра в дошкольном возрасте, являясь ведущей деятельностью, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливая переход его на новую возрастную стадию развития. Как отмечал Л.С., в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов и предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности происходит именно в детской игре. По мнению Л.С.Выготского, С точки зрения развития, игра не является преобладающей формой деятельности, но она является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте.
Рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, он отмечал, что с возрастом игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ребенка. Л.С.Выготский писал: Мы часто объясняем развитие ребенка развитием его интеллектуальных функций, т.е. перед нами всякий ребенок предстает как теоретическое существо, которое в зависимости от большего или меньшего уровня интеллектуального развития переходит с одной возрастной ступени на другую. Не учитываются потребности, влечения, побуждения ребенка, мотивы его деятельности, без которых, как показывает исследование, никогда не совершается переход ребенка с одной ступени на другую. В частности, мне кажется, что и анализ игры надо начинать с выяснения именно этих моментов. По-видимому, всякий сдвиг, всякий переход с одной возрастной ступени на другую связан с резким изменением мотивов и побуждений к деятельности. То, что является величайшей ценностью для младенца, почти перестает интересовать ребенка в раннем возрасте. Это вызревание новых потребностей, новых мотивов деятельности, конечно, должно быть выдвинуто на первый план. В частности, нельзя не видеть того, что ребенок в игре удовлетворяет какие-то потребности, // какие-то побуждения // и что без понимания своеобразия этих побуждений // мы не можем представить себе тот своеобразный тип деятельности, которым является игра. В дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка, непосредственно приводящие к игре. Они заключаются в том, что у ребенка в этом возрасте возникает целый ряд нереализуемых тенденций, нереализуемых непосредственно желаний. Ребенок раннего возраста имеет тенденцию к непосредственному разрешению и удовлетворению своих желаний. Отсрочка выполнения желания трудна для ребенка раннего возраста, она возможна только в каких-то узких пределах; никто не знал ребенка младше трех лет, который имел бы желание сделать нечто через несколько дней. Обычно путь от побуждения к его реализации оказывается чрезвычайно коротким.Л.С.считал, что если бы в дошкольном возрасте мы не имели вызревания нереализуемых немедленно потребностей, то мы не имели бы игры. Исследования показывают, что не только там, где мы имеем дело с детьми недостаточно интеллектуально развитыми, но и там, где мы имеем недоразвитие аффективной сферы, игра не развивается. С точки зрения аффективной сферы игра создается при такой ситуации развития, когда появляются нереализуемые тенденции. Ребенок раннего возраста ведет себя так: он хочет взять вещь и ему надо взять ее сейчас же. // Если эту вещь взять нельзя, то он или устраивает скандал — ложится на пол и бьет ногами, или он отказывается. У него неудовлетворенные желания имеют свои особые пути замещения, отказа и т.д. К началу дошкольного возраста появляются неудовлетворенные желания, нереализуемые немедленно тенденции, с одной стороны, // и, с другой стороны, сохраняется тенденция раннего возраста к немедленной реализации желаний. Ребенок хочет, например, быть на месте матери или хочет быть всадником и проехаться на лошади. Это неосуществимое сейчас желание. Выготский писал: Что делает ребенок раннего возраста, если он увидел проехавшую пролетку и хочет на ней во что бы то ни стало проехать? Если это капризный и избалованный ребенок, то он будет требовать у матери, чтобы во что бы то ни стало его посадили на эту пролетку, может броситься тут же на улице на землю и т.д. Если же это послушный ребенок, привыкший отказываться от желаний, то он отойдет, или мать просто отвлечет его каким-то более сильным аффектом, и ребенок откажется от своего непосредственного желания. В отличие от этого у ребенка после трех лет возникают своеобразные противоречивые тенденции; // с одной стороны, у него появляется целый ряд нереализуемых немедленно потребностей, желаний, с другой стороны, у него сохраняется почти целиком тенденция к немедленной реализации желаний.
Отсюда и возникает игра, которая с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда должна быть понята как воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний.
Большое значение в процессе приобщения ребенка к игре имеет взрослый как носитель образцов. Л.С.Выготский писал: Взрослый в процессе обучения создает ряд зародышей, т.е. вызывает к жизни процессы развития, которые должны проделать свой цикл развития для того, чтобы принести плоды. Если для детей игра – это развлечение, то для взрослого детская игра – труд, ведь его задача – не просто приобщить малышей к игре и проконтролировать их действия, но и сделать так, чтобы игра способствовала психическому развитию каждого ребенка. Так как игра, как форма организации жизни и деятельности детей из года в год предъявляет новые и все более сложные требования. В игре должны решаться сложные задачи развития детей. Именно в ходе игры дети общаются друг с другом, расширяют свои знания, полученные в ходе взаимодействия со взрослыми. Их ребенок переносит в плоскость общения со сверстниками, что позволяет расширить эти знания, сформировать способы самостоятельного достижения целей той или иной деятельности и служит стимулом для развития прагматического компонента, умения предвосхищать результаты и контролировать их. Заключение: Таким образом игра занимает в жизни ребенка особое место.
Л.С. Выготский доказал, что она имеет очень важное значение для развития детей. В ней наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому она и является средством всестороннего развития, именно через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка. Нам взрослы нужно помнить следующее: хотя мир сегодня изменился, но законы психического развития ребенка во многом остались прежними. Лишая маленького человека возможности играть, мы отнимаем у него самый счастливый возраст, крадем целый мир детских переживаний, стремлений, отношений.
|