Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Познавая окружающий мир, человек, постоянно имеет дело с информацией Один из видов получения информации - просвещение. Просвещение — распространение знаний.
Психолого-педагогическое просвещение - раздел профилактической деятельности педагога-психолога, направленный на формирование у педагогов и родителей положительных установок к психологической помощи. Расширение кругозора в области психологических знаний. Это вид работы педагога -психолога по распространению специальных (в данном случае психологических) знаний и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности он работает.
В дошкольных учреждениях под психолого-педагогическим просвещением понимается повышение психолого-педагогической культуры педагогов и родителей, обеспечение информацией по психолого-педагогическим проблемам. Формы подачи материала мы используем самые разнообразные.
-
Дискуссии Конференции («Дети сегодня – будущее России»)
-
Час вопросов и ответов Круглые столы Деловые и ролевые игры
-
Игры с элементами тренинга
-
Семейные гостиные ( «Как подружиться с собственным ребенком»)
-
Мастер-класс и пр.
Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога.
Для родителей это темы, связанные с: адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, возрастными и индивидуальными особенностями детей и т.д. для педагогов это: эмоциональное выгорание, стресс, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов, как от родителей, так и от педагогов. Одним из эффективных приёмов и методов в работе по повышению психологической компетентности родителей и педагогов является использование в работе педагога-психолога ДОУ наглядной информации, например стендов, буклетов, памяток, папок-передвижек, слайдовых презентаций.
Подобран и разработан материал для наглядного психолого-педагогического просвещения в организации работы педагога-психолога ДОУ. Этот материал адресуется родителям и педагогам в целях повышения их психологической и педагогической компетенции и применения на практике:
-
папки – передвижки различной тематики тематические буклеты;
-
памятки и рекомендации для педагогов и родителей по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста;
-
тематические слайдовые презентации.
Важные моменты:
-
все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены; содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
-
оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
-
содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
В своей работе я использую компьютерные презентации для устных выступлений, Компьютерные презентации применяются при выступлениях и групповых тематических консультациях, как для родителей, так и для педагогов. Практически не одно родительское собрание или консультация для родителей или педагогов не обходится без презентации. Слайдовая презентация включает в себя иллюстрации, анимацию, видеофрагменты, музыкальное сопровождение и позволяют акцентировать внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и способствует: привлечению внимания педагогов и родителей усвоению информации за счет использования фотографий, картинок, графиков и таблиц экономии времени за счет динамической смены изображения значительно облегчить роль выступающего, являясь своеобразной красочной и лаконичной, так называемой шпаргалкой. Очень важно правильно подготовить наглядные материалы к выступлениям, выбрать и подготовить для демонстрации видеофрагменты, оформить дизайн материалов в виде статистических и динамических рисунков. Все материалы должны иметь практическую направленность и адресность.
Мною составлены слайдовые презентации по следующим темам:
Для родителей: «Кризис трех лет», «Готовность к школе», «Трудный ребенок», «Поощрение и наказание ребенка в семье», «Мелкая моторика, это важно».
На электронные презентации, используемые в образовательном процессе, должны распространяться основные требования, предъявляемые к педагогическим программным средствам: педагогические требования (дидактические; обоснование выбора тематики; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения); технические требования; эстетические требования.
Дидактические требования предполагают, прежде всего, обеспечение:
доступности
систематичности и последовательности т.е. необходимость изложения в электронной презентации системы понятий, фактов и способов деятельности в их логической связи
визуализации информации, объектов, процессов, явлений, а также их моделей за счет технологических возможностей современных средств мультимедийных презентационных технологий.
|