В 5 классе ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало много учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов - МНОГО. Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив, МНОГО новых ребят. Рушится привычный мирок.
Возникших сложностей много:
· - изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет.
· - изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.
· - отсутствие контроля. Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс.
· - пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Материал усложняется от урока к уроку. Так же могут быть сложности усвоения учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.
Все эти моменты влияют и на личность ребенка и его эмоциональное состояние. Возможно и снижение самооценки , повышение тревожности, проявление агрессивности, нарушение коммуникативных отношений. Поэтому важно помочь ребятам с создании комфортных и доброжелательных отношений в школьной среде. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.
В творческих студиях: «Пространство позитива» и «Песочная фантазия», ребята выполняют множество заданий для готовности руки к рисованию. Упражнения по развитию мелкой моторики: прищепки, колючие мячи, шарики – суд-жок, бусины, зерна и семена, мелкие палочки, пальчиковый театр и т.д.. Дети просят выполнять такие задания. Это и подтолкнуло меня попробовать работу с бисером, потому как для многих детей выполнение подобных заданий было трудным. У многих не получалось взять бусину пальчиками да еще и вдеть на леску. Научившись собирать бусы из крупных, ребристых бусин, стали переключаться на крупный бисер. Попробовали сделать новогоднюю веточку. Дети были довольны и им понравилось. Они видели себя успешными. Таким образом, бисероплетение - для меня развитие мелкой моторики, усидчивости, внимания и памяти; для детей переросло в большое и полезное увлечение. Всю пользу от этого занятия для ребенка оценить невозможно. Но все же главные преимущества бисероплетения как хобби очевидны. Самое первое — развитие мелкой моторики, что отвечает за умственные способности малыша. Ведь интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев, говорил Василий Сухомлинский. Хотя об этом знали еще во II веке до нашей эры в Древнем Китае. Сегодня в важности развития мелкой моторики детей уже никто не сомневается. Так вот, бисероплетение в этом плане — просто идеальное занятие.
Современное образование стремится к воспитанию ребенка, который будет уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому и креативным. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.
В своей деятельности педагога-психолога я уделяю большее внимание развитию креативности и творческого потенциала ребенка, так как это является одним из эффективных методов коррекции и развития. Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности. Особенно это актуально в деятельности нашего Центра, где ежедневно идет большой поток посетителей, родителей с детьми, нуждающихся в психологической помощи.
В центре я веду занятия и арт-студию «Пространство позитива» и использую техники арт-терапии. Методы которые я использую в своей работе: арт-терапия и нетрадиционные приемы рисования, мозговой штурм, выступления-лекции, сказкотерапия, интерактивная деятельность, работа в группе. Диагностические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование.
Бурова Т.П. рассуждает о том, что ключевой характеристикой образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Ребята должны учиться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Умение учиться самому - это не что иное, как новообразование после учебной деятельности.
«О ЗАВЕРШЕНИИ VIII Конкурса – фестиваля «Методических разработок, направленных на развитие и совершенствование образовательных практик» По итогам регионального фестиваля авторских предметных сайтов педагогов общеобразовательных учреждений наш сайт получил первую категорию.
Многолетний опыт работы учителя рисования и педагога-психолога помог мне выбрать самое продуктивную технологию психологической работы: АРТ-ТЕРАПИЮ. Постепенно мой кабинет стал творческой лабораторией. Рисование, лепка и фото-терапевтические проекты. Арт-терапия использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны. Вынося с помощью рисунка внутреннее во внешний мир, человек снимает напряжение, выводит себя из бездействия и закрытости к осмысленному действию, открывает возможность самоизлечения, саморазвития и самопознания.
«Психологическое сопровождение педагогов-психологов в условиях образовательной инициативы «Наша новая школа» как основа профессионального роста и саморазвития»